
Чуть более десяти лет назад вышла в свет книга “Грамматика порядка: историческая социология понятий, которые меняют нашу реальность“. К ее выходу я опубликовал тест, созданный на материалах исследования. Он позволяет определить, какой из исторических периодов XX века, какая из версий советского порядка могла бы оказаться вам ближе.
Как и любой другой тест, этот дает приблизительную картину, отмеченную долей условности. Однако его вопросы, переозвучивающие формулы общественного устройства, быта, потребления, внешнего мира, личности и коллектива, соответствуют историческим реалиям. Они запечатлели итоги публичных дискуссий, ударные пассажи многотиражных текстов, темы официальных постановлений и мемы идеологических кампаний, – то есть оставили след в нашей коллективной памяти и по-прежнему окрашивают наш взгляд не только на прошлое, но и на настоящее с будущим.
Исторический материал, на котором делалось исследование – фундаментальный, и выводы книги сегодня все так же актуальны. При этом она вышла в другую эпоху, до переломного 2022 года и тех уже нескольких лет, за которые советский порядок окончательно перестал быть “всего лишь” общим прошлым и настойчиво навязывается “сверху” в виде ориентира нового будущего. Ориентира небесспорного, пока те же властвующие сладко грезят о росте корпоративной прибыли, устойчивости фондового рынка и успехе государственно-частных партнерств для игроков из ближнего круга. Но, даже если под прикрытием высокоморальной реставрации развертывается очередная консервативная – и агрессивная – революция, вопрос о том, с какой мечтой о советском она сопряжена, совсем не праздный.
За год с выхода книги тест был пройден более 800 раз. Большинству участников оказалась ближе позднесоветская формула порядка, что хорошо объясняется минимальной биографической дистанцией по отношению к тому периоду. Однако разброс был больше ожидаемого, и общая картина выглядела любопытно. Сильно ли изменилась ваша чувствительность за прошедшие годы? Возможно, вам будет интересно пройти тест сегодня и проверить это.
Обратно в 2014-й, вперед к советскому?
